Очень неформальный форум

Объявление

ВСЕ О НЕФОРМАЛАХ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ ФОРУМА НЕФОРМАЛОВ

https://informal-az.ucoz.ru

Мир возник из хаоса — в нем и погряз.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Очень неформальный форум » Русская Рок музыка. » Вечно молодой Русский рок


Вечно молодой Русский рок

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Здесь я предлагаю вам пофилософствовать о русском роке вместе с автором этой статьи.

1. Обзор направлений в отечественной рок-музыке. Прежде чем приступить непосредственно к классификации советских и российских рок-групп по разным направлениям и школам, рассмотрим дополнительно два аспекта. Первый касается определения рок-группы, т. е., объекта нашего исследования, второй же раскрывает особенности языка, используемого авторами и его символики и служит для лучшего понимания предмета исследования - философии в текстах песен.

Понятие рок-группы.

В этом есть что-то такое, чем взрывают мир.
Все это - рок-н-ролл.
К. Кинчев ("Алиса").

Сразу определимся в том, что именно следует считать рок-группой. При попытках найти такое определение в литературе возникают затруднения, так как если оно и отражается где-нибудь, то полным и всесторонним это определение назвать можно с большим трудом. Сами авторы в текстах своих песен иногда определяют свою профессию, например: "Рок-н-ролл - это не работа, рок-н-ролл - это прикол". Борис Гребенщиков в своих немногочисленных интервью утверждает, что рок-музыка - это не просто стиль игры или способ донести свои мысли до слушателя, - это прежде всего стиль жизни {5}. Подобные заявления, безусловно, отражают и понятие группы рок-музыкантов, причем в другом ключе, нежели некоторые рецензенты (см. напр. {7}). Тем не менее, автор попытается дать более понятное определение.

Итак, рок-группой мы будем называть сложившийся коллектив музыкантов, играющий на стандартных (гитара, бас-гитара, барабаны) и не только инструментах, характерных для рок-музыки. Обязательным условием здесь является также наличие вокалиста (певца) и постоянного автора текстов (чаще эти две роли играет один человек). Необходимым условием для рок-группы можно также назвать удовлетворение особого рода потребностей при ее создании, а именно реализации творческих способностей музыканта (В. Бутусов и группа "Наутилус Помпилиус"), автора текстов (А. Васильев и группа "Сплин") или того и другого (большинство рок-групп).

За некоторыми исключениями в данном реферате рассматриваются группы, основанные в советский период, когда не было понятия шоу-бизнеса, а рок находился в подполье, поэтому можно смело утверждать, что при создании групп их лидерами не руководили корыстные побуждения. Порождает ли бесплатность философию? Автор не берется ответить на этот вопрос.

Особенности языка рок-музыки.

Возможно именно изначальная подпольность советского рока породила ни с чем не сравнимый символизм его текстов. Во многих песнях рассматриваемых групп выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание последствий. Борис Гребенщиков (далее БГ), которого часто называют отцом отечественной рок-музыки {4}, на начальном этапе своего творчества признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века {5}. Другие авторы преимущественно заимствовали символы у БГ.

Рассмотрим наиболее употребительные символы, появившиеся в песнях рок-групп советского времени (возможно, их знание будет потребуется в следующих частях статьи).

Звезда - это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа "солнце" - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один "астрономический" символ - луна - обозначает "заменитель" солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень:

А над городом ночь, а над ночью луна,
И сегодня луна каплей крови красна.
В. Цой ("Кино").

Соответственно, спать - значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее:
Радости тем, кто ищет и мужества тем, кто спит.
Б. Гребенщиков ("Аквариум").

(иногда спящий называется мертвым, а ищущий - живым). Символ "день" также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна - все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.

Символ "море" и все, что с ним связано (лодки, корабли, шторма и т. п.) сравнительно редко встречается в песнях и распространен в творчестве группы "Машина Времени" и А. Макаревича. Он, подобно небу у других авторов, обозначает некий простор для деятельности, в отличие от реки, зажатой между двумя берегами. БГ и некоторые другие авторы часто используют в качестве символа воду как что-то необходимое для жизни, повседневное, ее наполняющее. К воде относится множество эпитетов - чистая, ядовитая и даже железнодорожная. Другая стихия - огонь - используется немногими авторами. Как правило, огонь, костер или свеча обозначают человеческую жизнь:

Все о Если ты хочешь, если ты можешь.

2) Но если твой путь впечатан мелом в асфальт, Куда ты пойдешь, если выпадет снег?

Иногда снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета, лету его - наивысшая стадия, осени - угасание, а зиме "нижняя мертвая точка" развития:

Лето ушло и уже никогда не вернется.
Осень - хлебни ядовитой воды из колодца.
Зима будет долгой, но все обойдется.
А. Васильев ("Сплин").

Или:
Осеннее солнце - гибель-сюрреалист,
Осеннее солнце - жатва.
Осеннее солнце листьями падает вниз.
Весна будет когда-нибудь завтра.
К. Кинчев.

Таким образом, символический язык играет ключевую роль при анализе текстов песен отечественных рок-групп, помогая, в частности, внести большую смысловую нагрузку в короткий текст (у некоторых авторов может быть обнаружена также составляющая текста, воздействующая на подсознание и за счет этого увеличивающая смысловую нагрузку, однако она скорее относится к предмету психологии, а не философии, поэтому здесь рассматриваться не будет). В данной статье мы рассматриваем язык песни в ознакомительном плане исключительно как пособие к изучению философии русского рока . В следующих параграфах этой главы основное внимание будет уделено непосредственно особенностям различных направлений в отечественной рок-музыке.

Классификация рок-групп по направлениям.

И каждый из них шептал другое имя,
Каждый из них хранил свою печаль,
Но мне казалось, я смотрю вместе с ними
На одну и ту же, бегущую вдаль.
И. Кормильцев ("Наутилус Помпилиус").

Множество порождает разнообразие. Отечественная рок-музыка с момента своего появления на свет развивалась в нескольких направлениях. Эти направления (школы, ветви) четко прослеживаются по музыке, текстам, духу песен. Задачей этого параграфа является их классификация с указанием характерных особенностей для каждого. Цитата, вынесенная в эпиграф для каждой школы, по мнению автора статьи наилучшим образом отражает общую идею ее текстов. Школа Бориса Гребенщикова.

А мы всё живем, мы всё гадаем и ждем,
Мы всё поём о себе, о чем же нам петь еще?
БГ ("Аквариум").

Борис Гребенщиков - наиболее легендарный среди всех представителей отечественной рок-музыки, что неудивительно, поскольку начав свою деятельность в 1972 году, этот автор по сей день с группой "Аквариум" продолжает выпускать альбомы, счет которым идет уже на четвертый десяток (по этому показателю БГ входит в российскую книгу рекордов, опережая Аллу Пугачеву). Большинство прочих авторов в той или иной степени в своих текстах пользуются символикой, введенной Гребенщиковым, что говорит о популярности в определенных кругах его школы. Сам БГ о своей популярности отзывается достаточно иронично:

Я был рыцарем в цирке,
я был святым в кино.
Я хотел стать водой для тебя,
меня превратили в вино.

При том, что многие группы брали пример с "Аквариума", ни одну из них нельзя отнести к его направлению. "Аквариум" неповторим. Эта группа многократно меняла музыкальные стили (от балалаечного фольклора до панк-рока), распадалась, соединялась, но не прекращала быть уникальной.

Борис Гребенщиков - автор подавляющего большинства текстов группы. В них как правило почти не затрагивается жизнь общества или политический строй, главное место уделяется человеку - самому БГ, его лирическому герою, незримому оппоненту или просто случайному прохожему. В большой степени затрагивается внутренний мир личности. Может быть, именно поэтому тексты "Аквариума" изобилуют символами и нечасто могут быть проанализированы на уровне разума, чаще на уровне чувств {4}. Возможно в этом причина того, что средний возраст аудитории БГ всегда был на уровне 30 лет, в отличие от преобладающей среди поклонников других групп молодежи 15-20 лет.

Зачастую (особенно на раннем этапе творчества) БГ писал песни под впечатлением прочитанных книг. Сфера его увлечений - древнекитайская и буддистская литература - нашла отражение в песнях, например:
Благоприятен брод через Великую реку.
Книга И Цзин, гексаграмма 24.
БГ, песня "Дело Мастера Бо".

Таким образом, в качестве основных особенностей направления, представленного БГ и "Аквариумом" можно выделить символизм и сложность текстов, их направленность во внутренний мир человека, влияние на тексты особого сорта литературы, разнообразие музыкальных стилей, используемых группой.

Школа "рока подворотен".

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен
Перемен, мы ждем перемен. (В. Цой.)

К этому направлению относятся две известные группы - "Алиса" и "Кино". Обе они родились и выросли в подполье, в текстах обеих отражено такое их происхождение:

Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы хотим жить, мы живучи как кошки.
И вот, мы пришли заявить о своих правах.
Слышишь шелест плащей - это мы.
("Кино").

Или:
Лица слуг сальны, жир сердец -
Разве это начало нового дня?
Голод - наш брат!
Вспомни, как гнев площадей кромсал город.
("Алиса").

Музыкальный стиль групп варьируется от мелодичного медленного рока до "heavy metal". Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль - необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с несчастливым концом,
Странная сказка…
("Кино").

Или:
В городе старый порядок, осень, который день идёт дождь.
("Алиса").

При этом выделяются песни о группе людей ("мы"), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности (один из альбомов "Алисы" так и называется - "Энергия"). Песни "Кино" и "Алисы" отражали стремления целого поколения советской молодежи. В конце 80-х годов большинство молодых людей в Ленинграде (там образовались обе группы) устойчиво делилось на "киноманов" и "алисоманов". "Алиса" и сейчас продолжает оставаться кумиром молодежи от 14 лет и старше. Лидер группы "Кино" Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году.

Таким образом, характерными особенностями "рока подворотен" можно назвать: общее "пролетарское" происхождение, в музыке - жесткий ритм и высокая энергетика, в текстах - отражение проблем общества, необходимости движения вперед, акцентирование внимания на препятствиях к этому движению и вера в преодоление этих преград. Большое влияние на направление оказал символизм Б. Гребенщикова - особенно это заметно по текстам группы "Кино". Школа интеллектуального рока.

Мы лежим под одуванчиковым солнцем
И под нами крутится цаца Земля.
Она больше, чем моя голова,
В ней хватит места для тебя и меня.
И. Кормильцев.

К этому направлению относится распавшаяся в 1997 году группа "Наутилус Помпилиус". В меньшей степени сюда же можно отнести современную группу "Сплин". "Наутилус" оригинален тем, что лидер группы Вячеслав Бутусов не являлся автором текстов группы (эту функцию выполнял Илья Кормильцев - автор большинства текстов "Наутилуса"). Тандемом Бутусов - Кормильцев было создано множество песен. В них большое внимание уделяется как человеку, так и обществу. В этом плане песни синтезируют в себе школу БГ и направление "рока подворотен", используя, к тому же развитую систему символов, схожую с символикой "Аквариума". "Наутилус" начинал с песен, направленных против общественного строя:

Круговая порука мажет как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.

После распада СССР тематика песен претерпела значительные изменения, сместившись в сторону проблем личности:

Я просыпаюсь в холодном поту,
Я просыпаюсь в кошмарном бреду,
Как будто дом наш залило водой,
И что в живых остались только мы с тобой.

Или:
Ты говоришь, что нет любви, есть только пряник и плеть.
Я говорю, что цветы цветут потому, что не верят в смерть.

Большое внимание в текстах уделяется аудитории группы (как правило, это молодежь в возрасте 16-25 лет), констатируется то, что группа песнями формирует жизненные взгляды своих поклонников:

Я открою тебе самый страшный секрет,
Я так долго молчал, но теперь я готов.
Я создатель всего, что ты видишь вокруг,
А ты - моя радость, ты матерь богов.

Иногда песни "Наутилуса" по содержанию напоминают библейские притчи:
С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей.

Или:
Мне снилось, что Христос воскрес и жив как я и ты.
Идет, несет незримый вес, а на руках бинты.
Идет по вымершим дворам пустынных городов
И слово жаждет молвить нам, но не находит слов.

Группа "Сплин" также может быть отнесена к данной группе. Ее тексты совмещают в себе поиск смысла жизни и выделение недостатков общества, дух "Наутилуса", "Аквариума" и "Алисы":

Мой путь известен котам и кандидатам наук:
С самолетного трапа в открытый люк
Мимо банок с вареньем, очень вкусным вареньем…
Или более оптимистично:
Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки,
К радуге на сердце.
Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду
До самой, до смерти.

"Сплин" использует разветвленную систему символов, иногда акцентируя внимание на глобальных проблемах с констатацией безысходности происходящего (о многом в этом плане говорит название группы):

Скоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели.
Нужно писать в чью-то тетрадь кровью как в метрополитене:
"Выхода нет, выхода нет".

Итак, основными характеристиками данного направления в роке являются: затрудненный анализ текстов по причине масштабного использования символов, разветвленная тематика философии песен (от внутреннего мира до глобальных проблем), преимущественно пессимистичный настрой в творчестве, присущая в определенной степени религиозность. Школа "рока простого человека".

От старых друзей весточки нет - грустно.
А на душе от свежих газет пусто,
И от несвежих невелика потеха.
Правда вот был армейский дружок - уехал.
В. Шахрин ("Чайф").

К этому направлению относятся группы "Зоопарк" и "Чайф". Первая была основана в 70-х годах и распалась после смерти своего лидера М. Науменко в середине 80-х. "Чайф" - более современная группа, известная с конца 80-х годов. Для обеих групп характерна простота изложения текстов, выраженная в почти полном отсутствии символов, иногда в нарочном утрировании, упрощении. Кроме того, значительная часть песен посвящена таким особенностям русского менталитета, как склонность к употреблению алкоголя:

Пиво!
Пиво, пиво, пиво пей!
("Чайф").

Сейчас группа "Чайф" популярна в самых широких и разновозрастных кругах населения. Отметим, что в текстах групп этого направления все же присутствует немало элементов философии, в частности, поиск смысла жизни:

Уверенным шагом войду к врачу,
Скажу, что жить так больше не могу и не хочу.

Или:
В общем-то годы нас научили брать с собой
Всю нашу боль, тепло нежных рук, запах любимых волос.
("Чайф").

Таким образом, для "народного" направления в русском роке характерны простота и незатейливость текстов (то же касается и музыки), отсутствие символов, тематика, связанная с повседневной жизнью. Помимо "Зоопарка" и "Чайфа" к данному направлению можно отнести сатирические группы перестроечного периода, такие как "Бригада С", "Аукцыон" и "Ва-Банк", а также более позднюю группу "Чиж и К".

Школа патриотического рока.
Отпустил попам грехи я,
Чтоб они мне отмолили
Все, что мне друзья налили,
Все тебе, моя Россия.
Ю. Шевчук ("ДДТ").

К этому направлению можно отнести прежде всего группу "ДДТ" и ее лидера Юрия Шевчука. Созданная в начале 80-х, она всегда, независимо от политического строя в песнях делала акцент на тематику судьбы нашей страны и на недостатки существующего общества. Сравним:

Революция, ты научила нас
Верить в несправедливость добра.
Сколько миров мы сжигаем в час
Во имя твоего святого костра!
(1985 г.)
Российское танго танцуют вороны,
Российское танго без дна и короны.
(1994 г.)
Мне приснилось, что наш президент - фонограммщик,
Наш спаситель, кормилец и мент - фонограммщик.
(1997 г.)

Реже тексты касаются человека, его внутреннего мира и смысла жизни. В этом плане группа "ДДТ" гораздо более оптимистична, чем ее коллеги из рассмотренного выше направления. Для песен Юрия Шевчука характерна сильная эмоциональность, усиливаемая душевными философскими переживаниями, вынесенными в текст и порою весьма странными эпитетами:

На обрыве этой прыщавой реки,
Наблюдая за дымящейся золой,
Я постирал назавтра свои носки -
Я предполагаю, что буду живой.

Как правило, песни Шевчука и "ДДТ" не страдают перегруженностью символами и легко воспринимаются. Поэтому, его аудитория очень разнообразна по возрасту и социальному составу. К группе патриотического направления также можно отнести коллектив "Гражданская оборона" - андеграундную панк-группу советского периода. Для ее текстов, как и для "ДДТ" характерна социальная тематика и сильная эмоциональность, подкрепляемая в данном случае еще и ненормативной лексикой. Приведенная в литературный вид, основная идея группы может звучать примерно так:

А при коммунизме все будет хорошо.
Он наступит скоро, надо только ждать.
Там все будет бесплатно, там все будет в кайф,
Там, наверное, вообще не надо будет умирать.
Я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану.
Е. Летов ("Гражданская Оборона").

Таким образом, для патриотического направления в советской и российской рок-музыке можно выделить ряд характерных черт, в частности, акцентирование внимания на вопросах общества и государства, эмоциональность, ограниченное использование символов и т. п.

Заключение.

Отечественная рок-музыка многообразна и разнонаправлена. Одной из ее характерных особенностей является повышенная смысловая нагрузка текстов многих песен, в которых зачастую используются многочисленные символы. Возникновение этой особенности может быть объяснено чисто историческими причинами. На территории нашей Родины рок-н-ролл не смог изначально стать массовым видом искусства, более того, долгое время он подвергался преследованиям как буржуазный музыкальный стиль. Поэтому, рок-музыка долго оставалась чем-то запрещенным, подпольным, экзотическим, привлекая к себе образованных людей и воспитывая философов.

В статье рассматривалась именно тематика философии в русском роке. С этой целью вначале были рассмотрены и классифицированы непосредственно рок-группы, авторы их песен, системы ценностей. Также, довольно большое внимание было уделено символике в русском роке, без знания которой может быть затруднено понимание многих цитат, приведенных на страницах работы.

На первый взгляд вопросы, затронутые в статье, могут показаться по меньшей мере странными. Помимо весьма оригинальной темы может показаться непривычной и кое-где грубой лексика в многочисленных цитатах, неочевидными многие тезисы, которые могут быть вполне логично истолкованы различными способами. Несмотря на эти отклонения работы от канонических правил, автор надеется, что ему удалось раскрыть тему реферата и пролить немного света на малоисследованный и порой абсолютно превратно воспринимаемый многими русский рок.

0

2

русский рок носит характер вечных проблем общества, индивидуума, правительства.
Сколько эмоций вызывает группа ДДТ не перечислить.
Все полюбившеся песни будешь любить,даже спустя 10 лет, когда о них все уже забыли .  :yes:
Поэтому то Русский рок вечно молодой.

0

3

НоктюрнА♥ написал(а):

русский рок носит характер вечных проблем общества, индивидуума, правительства.
Сколько эмоций вызывает группа ДДТ не перечислить.
Все полюбившеся песни будешь любить,даже спустя 10 лет, когда о них все уже забыли .   
Поэтому то Русский рок вечно молодой.

Согласен.

Но мне к примеру в Русском роке нравиться то что можно найти песни которые подходят именно определенному человеку...И потом он заставляет задумываться над песней.Каждая песня несет смысловую нагрузку,парой даже сами музыканты не знаю смысла,а смысл приходит к каждому свой.Важно не то чтобы тебе растолковали смысл,а тот смысл что ты услышишь для себя!

0


Вы здесь » Очень неформальный форум » Русская Рок музыка. » Вечно молодой Русский рок