Здесь я предлагаю вам пофилософствовать о русском роке вместе с автором этой статьи.
1. Обзор направлений в отечественной рок-музыке. Прежде чем приступить непосредственно к классификации советских и российских рок-групп по разным направлениям и школам, рассмотрим дополнительно два аспекта. Первый касается определения рок-группы, т. е., объекта нашего исследования, второй же раскрывает особенности языка, используемого авторами и его символики и служит для лучшего понимания предмета исследования - философии в текстах песен.
Понятие рок-группы.
В этом есть что-то такое, чем взрывают мир.
Все это - рок-н-ролл.
К. Кинчев ("Алиса").
Сразу определимся в том, что именно следует считать рок-группой. При попытках найти такое определение в литературе возникают затруднения, так как если оно и отражается где-нибудь, то полным и всесторонним это определение назвать можно с большим трудом. Сами авторы в текстах своих песен иногда определяют свою профессию, например: "Рок-н-ролл - это не работа, рок-н-ролл - это прикол". Борис Гребенщиков в своих немногочисленных интервью утверждает, что рок-музыка - это не просто стиль игры или способ донести свои мысли до слушателя, - это прежде всего стиль жизни {5}. Подобные заявления, безусловно, отражают и понятие группы рок-музыкантов, причем в другом ключе, нежели некоторые рецензенты (см. напр. {7}). Тем не менее, автор попытается дать более понятное определение.
Итак, рок-группой мы будем называть сложившийся коллектив музыкантов, играющий на стандартных (гитара, бас-гитара, барабаны) и не только инструментах, характерных для рок-музыки. Обязательным условием здесь является также наличие вокалиста (певца) и постоянного автора текстов (чаще эти две роли играет один человек). Необходимым условием для рок-группы можно также назвать удовлетворение особого рода потребностей при ее создании, а именно реализации творческих способностей музыканта (В. Бутусов и группа "Наутилус Помпилиус"), автора текстов (А. Васильев и группа "Сплин") или того и другого (большинство рок-групп).
За некоторыми исключениями в данном реферате рассматриваются группы, основанные в советский период, когда не было понятия шоу-бизнеса, а рок находился в подполье, поэтому можно смело утверждать, что при создании групп их лидерами не руководили корыстные побуждения. Порождает ли бесплатность философию? Автор не берется ответить на этот вопрос.
Особенности языка рок-музыки.
Возможно именно изначальная подпольность советского рока породила ни с чем не сравнимый символизм его текстов. Во многих песнях рассматриваемых групп выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание последствий. Борис Гребенщиков (далее БГ), которого часто называют отцом отечественной рок-музыки {4}, на начальном этапе своего творчества признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века {5}. Другие авторы преимущественно заимствовали символы у БГ.
Рассмотрим наиболее употребительные символы, появившиеся в песнях рок-групп советского времени (возможно, их знание будет потребуется в следующих частях статьи).
Звезда - это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа "солнце" - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один "астрономический" символ - луна - обозначает "заменитель" солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень:
А над городом ночь, а над ночью луна,
И сегодня луна каплей крови красна.
В. Цой ("Кино").
Соответственно, спать - значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее:
Радости тем, кто ищет и мужества тем, кто спит.
Б. Гребенщиков ("Аквариум").
(иногда спящий называется мертвым, а ищущий - живым). Символ "день" также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна - все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.
Символ "море" и все, что с ним связано (лодки, корабли, шторма и т. п.) сравнительно редко встречается в песнях и распространен в творчестве группы "Машина Времени" и А. Макаревича. Он, подобно небу у других авторов, обозначает некий простор для деятельности, в отличие от реки, зажатой между двумя берегами. БГ и некоторые другие авторы часто используют в качестве символа воду как что-то необходимое для жизни, повседневное, ее наполняющее. К воде относится множество эпитетов - чистая, ядовитая и даже железнодорожная. Другая стихия - огонь - используется немногими авторами. Как правило, огонь, костер или свеча обозначают человеческую жизнь:
Все о Если ты хочешь, если ты можешь.
2) Но если твой путь впечатан мелом в асфальт, Куда ты пойдешь, если выпадет снег?
Иногда снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета, лету его - наивысшая стадия, осени - угасание, а зиме "нижняя мертвая точка" развития:
Лето ушло и уже никогда не вернется.
Осень - хлебни ядовитой воды из колодца.
Зима будет долгой, но все обойдется.
А. Васильев ("Сплин").
Или:
Осеннее солнце - гибель-сюрреалист,
Осеннее солнце - жатва.
Осеннее солнце листьями падает вниз.
Весна будет когда-нибудь завтра.
К. Кинчев.
Таким образом, символический язык играет ключевую роль при анализе текстов песен отечественных рок-групп, помогая, в частности, внести большую смысловую нагрузку в короткий текст (у некоторых авторов может быть обнаружена также составляющая текста, воздействующая на подсознание и за счет этого увеличивающая смысловую нагрузку, однако она скорее относится к предмету психологии, а не философии, поэтому здесь рассматриваться не будет). В данной статье мы рассматриваем язык песни в ознакомительном плане исключительно как пособие к изучению философии русского рока . В следующих параграфах этой главы основное внимание будет уделено непосредственно особенностям различных направлений в отечественной рок-музыке.
Классификация рок-групп по направлениям.
И каждый из них шептал другое имя,
Каждый из них хранил свою печаль,
Но мне казалось, я смотрю вместе с ними
На одну и ту же, бегущую вдаль.
И. Кормильцев ("Наутилус Помпилиус").
Множество порождает разнообразие. Отечественная рок-музыка с момента своего появления на свет развивалась в нескольких направлениях. Эти направления (школы, ветви) четко прослеживаются по музыке, текстам, духу песен. Задачей этого параграфа является их классификация с указанием характерных особенностей для каждого. Цитата, вынесенная в эпиграф для каждой школы, по мнению автора статьи наилучшим образом отражает общую идею ее текстов. Школа Бориса Гребенщикова.
А мы всё живем, мы всё гадаем и ждем,
Мы всё поём о себе, о чем же нам петь еще?
БГ ("Аквариум").
Борис Гребенщиков - наиболее легендарный среди всех представителей отечественной рок-музыки, что неудивительно, поскольку начав свою деятельность в 1972 году, этот автор по сей день с группой "Аквариум" продолжает выпускать альбомы, счет которым идет уже на четвертый десяток (по этому показателю БГ входит в российскую книгу рекордов, опережая Аллу Пугачеву). Большинство прочих авторов в той или иной степени в своих текстах пользуются символикой, введенной Гребенщиковым, что говорит о популярности в определенных кругах его школы. Сам БГ о своей популярности отзывается достаточно иронично:
Я был рыцарем в цирке,
я был святым в кино.
Я хотел стать водой для тебя,
меня превратили в вино.
При том, что многие группы брали пример с "Аквариума", ни одну из них нельзя отнести к его направлению. "Аквариум" неповторим. Эта группа многократно меняла музыкальные стили (от балалаечного фольклора до панк-рока), распадалась, соединялась, но не прекращала быть уникальной.
Борис Гребенщиков - автор подавляющего большинства текстов группы. В них как правило почти не затрагивается жизнь общества или политический строй, главное место уделяется человеку - самому БГ, его лирическому герою, незримому оппоненту или просто случайному прохожему. В большой степени затрагивается внутренний мир личности. Может быть, именно поэтому тексты "Аквариума" изобилуют символами и нечасто могут быть проанализированы на уровне разума, чаще на уровне чувств {4}. Возможно в этом причина того, что средний возраст аудитории БГ всегда был на уровне 30 лет, в отличие от преобладающей среди поклонников других групп молодежи 15-20 лет.
Зачастую (особенно на раннем этапе творчества) БГ писал песни под впечатлением прочитанных книг. Сфера его увлечений - древнекитайская и буддистская литература - нашла отражение в песнях, например:
Благоприятен брод через Великую реку.
Книга И Цзин, гексаграмма 24.
БГ, песня "Дело Мастера Бо".
Таким образом, в качестве основных особенностей направления, представленного БГ и "Аквариумом" можно выделить символизм и сложность текстов, их направленность во внутренний мир человека, влияние на тексты особого сорта литературы, разнообразие музыкальных стилей, используемых группой.
Школа "рока подворотен".
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен
Перемен, мы ждем перемен. (В. Цой.)
К этому направлению относятся две известные группы - "Алиса" и "Кино". Обе они родились и выросли в подполье, в текстах обеих отражено такое их происхождение:
Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы хотим жить, мы живучи как кошки.
И вот, мы пришли заявить о своих правах.
Слышишь шелест плащей - это мы.
("Кино").
Или:
Лица слуг сальны, жир сердец -
Разве это начало нового дня?
Голод - наш брат!
Вспомни, как гнев площадей кромсал город.
("Алиса").
Музыкальный стиль групп варьируется от мелодичного медленного рока до "heavy metal". Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль - необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с несчастливым концом,
Странная сказка…
("Кино").
Или:
В городе старый порядок, осень, который день идёт дождь.
("Алиса").
При этом выделяются песни о группе людей ("мы"), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности (один из альбомов "Алисы" так и называется - "Энергия"). Песни "Кино" и "Алисы" отражали стремления целого поколения советской молодежи. В конце 80-х годов большинство молодых людей в Ленинграде (там образовались обе группы) устойчиво делилось на "киноманов" и "алисоманов". "Алиса" и сейчас продолжает оставаться кумиром молодежи от 14 лет и старше. Лидер группы "Кино" Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году.
Таким образом, характерными особенностями "рока подворотен" можно назвать: общее "пролетарское" происхождение, в музыке - жесткий ритм и высокая энергетика, в текстах - отражение проблем общества, необходимости движения вперед, акцентирование внимания на препятствиях к этому движению и вера в преодоление этих преград. Большое влияние на направление оказал символизм Б. Гребенщикова - особенно это заметно по текстам группы "Кино". Школа интеллектуального рока.
Мы лежим под одуванчиковым солнцем
И под нами крутится цаца Земля.
Она больше, чем моя голова,
В ней хватит места для тебя и меня.
И. Кормильцев.
К этому направлению относится распавшаяся в 1997 году группа "Наутилус Помпилиус". В меньшей степени сюда же можно отнести современную группу "Сплин". "Наутилус" оригинален тем, что лидер группы Вячеслав Бутусов не являлся автором текстов группы (эту функцию выполнял Илья Кормильцев - автор большинства текстов "Наутилуса"). Тандемом Бутусов - Кормильцев было создано множество песен. В них большое внимание уделяется как человеку, так и обществу. В этом плане песни синтезируют в себе школу БГ и направление "рока подворотен", используя, к тому же развитую систему символов, схожую с символикой "Аквариума". "Наутилус" начинал с песен, направленных против общественного строя:
Круговая порука мажет как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.
После распада СССР тематика песен претерпела значительные изменения, сместившись в сторону проблем личности:
Я просыпаюсь в холодном поту,
Я просыпаюсь в кошмарном бреду,
Как будто дом наш залило водой,
И что в живых остались только мы с тобой.
Или:
Ты говоришь, что нет любви, есть только пряник и плеть.
Я говорю, что цветы цветут потому, что не верят в смерть.
Большое внимание в текстах уделяется аудитории группы (как правило, это молодежь в возрасте 16-25 лет), констатируется то, что группа песнями формирует жизненные взгляды своих поклонников:
Я открою тебе самый страшный секрет,
Я так долго молчал, но теперь я готов.
Я создатель всего, что ты видишь вокруг,
А ты - моя радость, ты матерь богов.
Иногда песни "Наутилуса" по содержанию напоминают библейские притчи:
С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей.
Или:
Мне снилось, что Христос воскрес и жив как я и ты.
Идет, несет незримый вес, а на руках бинты.
Идет по вымершим дворам пустынных городов
И слово жаждет молвить нам, но не находит слов.
Группа "Сплин" также может быть отнесена к данной группе. Ее тексты совмещают в себе поиск смысла жизни и выделение недостатков общества, дух "Наутилуса", "Аквариума" и "Алисы":
Мой путь известен котам и кандидатам наук:
С самолетного трапа в открытый люк
Мимо банок с вареньем, очень вкусным вареньем…
Или более оптимистично:
Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки,
К радуге на сердце.
Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду
До самой, до смерти.
"Сплин" использует разветвленную систему символов, иногда акцентируя внимание на глобальных проблемах с констатацией безысходности происходящего (о многом в этом плане говорит название группы):
Скоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели.
Нужно писать в чью-то тетрадь кровью как в метрополитене:
"Выхода нет, выхода нет".
Итак, основными характеристиками данного направления в роке являются: затрудненный анализ текстов по причине масштабного использования символов, разветвленная тематика философии песен (от внутреннего мира до глобальных проблем), преимущественно пессимистичный настрой в творчестве, присущая в определенной степени религиозность. Школа "рока простого человека".
От старых друзей весточки нет - грустно.
А на душе от свежих газет пусто,
И от несвежих невелика потеха.
Правда вот был армейский дружок - уехал.
В. Шахрин ("Чайф").
К этому направлению относятся группы "Зоопарк" и "Чайф". Первая была основана в 70-х годах и распалась после смерти своего лидера М. Науменко в середине 80-х. "Чайф" - более современная группа, известная с конца 80-х годов. Для обеих групп характерна простота изложения текстов, выраженная в почти полном отсутствии символов, иногда в нарочном утрировании, упрощении. Кроме того, значительная часть песен посвящена таким особенностям русского менталитета, как склонность к употреблению алкоголя:
Пиво!
Пиво, пиво, пиво пей!
("Чайф").
Сейчас группа "Чайф" популярна в самых широких и разновозрастных кругах населения. Отметим, что в текстах групп этого направления все же присутствует немало элементов философии, в частности, поиск смысла жизни:
Уверенным шагом войду к врачу,
Скажу, что жить так больше не могу и не хочу.
Или:
В общем-то годы нас научили брать с собой
Всю нашу боль, тепло нежных рук, запах любимых волос.
("Чайф").
Таким образом, для "народного" направления в русском роке характерны простота и незатейливость текстов (то же касается и музыки), отсутствие символов, тематика, связанная с повседневной жизнью. Помимо "Зоопарка" и "Чайфа" к данному направлению можно отнести сатирические группы перестроечного периода, такие как "Бригада С", "Аукцыон" и "Ва-Банк", а также более позднюю группу "Чиж и К".
Школа патриотического рока.
Отпустил попам грехи я,
Чтоб они мне отмолили
Все, что мне друзья налили,
Все тебе, моя Россия.
Ю. Шевчук ("ДДТ").
К этому направлению можно отнести прежде всего группу "ДДТ" и ее лидера Юрия Шевчука. Созданная в начале 80-х, она всегда, независимо от политического строя в песнях делала акцент на тематику судьбы нашей страны и на недостатки существующего общества. Сравним:
Революция, ты научила нас
Верить в несправедливость добра.
Сколько миров мы сжигаем в час
Во имя твоего святого костра!
(1985 г.)
Российское танго танцуют вороны,
Российское танго без дна и короны.
(1994 г.)
Мне приснилось, что наш президент - фонограммщик,
Наш спаситель, кормилец и мент - фонограммщик.
(1997 г.)
Реже тексты касаются человека, его внутреннего мира и смысла жизни. В этом плане группа "ДДТ" гораздо более оптимистична, чем ее коллеги из рассмотренного выше направления. Для песен Юрия Шевчука характерна сильная эмоциональность, усиливаемая душевными философскими переживаниями, вынесенными в текст и порою весьма странными эпитетами:
На обрыве этой прыщавой реки,
Наблюдая за дымящейся золой,
Я постирал назавтра свои носки -
Я предполагаю, что буду живой.
Как правило, песни Шевчука и "ДДТ" не страдают перегруженностью символами и легко воспринимаются. Поэтому, его аудитория очень разнообразна по возрасту и социальному составу. К группе патриотического направления также можно отнести коллектив "Гражданская оборона" - андеграундную панк-группу советского периода. Для ее текстов, как и для "ДДТ" характерна социальная тематика и сильная эмоциональность, подкрепляемая в данном случае еще и ненормативной лексикой. Приведенная в литературный вид, основная идея группы может звучать примерно так:
А при коммунизме все будет хорошо.
Он наступит скоро, надо только ждать.
Там все будет бесплатно, там все будет в кайф,
Там, наверное, вообще не надо будет умирать.
Я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану.
Е. Летов ("Гражданская Оборона").
Таким образом, для патриотического направления в советской и российской рок-музыке можно выделить ряд характерных черт, в частности, акцентирование внимания на вопросах общества и государства, эмоциональность, ограниченное использование символов и т. п.
Заключение.
Отечественная рок-музыка многообразна и разнонаправлена. Одной из ее характерных особенностей является повышенная смысловая нагрузка текстов многих песен, в которых зачастую используются многочисленные символы. Возникновение этой особенности может быть объяснено чисто историческими причинами. На территории нашей Родины рок-н-ролл не смог изначально стать массовым видом искусства, более того, долгое время он подвергался преследованиям как буржуазный музыкальный стиль. Поэтому, рок-музыка долго оставалась чем-то запрещенным, подпольным, экзотическим, привлекая к себе образованных людей и воспитывая философов.
В статье рассматривалась именно тематика философии в русском роке. С этой целью вначале были рассмотрены и классифицированы непосредственно рок-группы, авторы их песен, системы ценностей. Также, довольно большое внимание было уделено символике в русском роке, без знания которой может быть затруднено понимание многих цитат, приведенных на страницах работы.
На первый взгляд вопросы, затронутые в статье, могут показаться по меньшей мере странными. Помимо весьма оригинальной темы может показаться непривычной и кое-где грубой лексика в многочисленных цитатах, неочевидными многие тезисы, которые могут быть вполне логично истолкованы различными способами. Несмотря на эти отклонения работы от канонических правил, автор надеется, что ему удалось раскрыть тему реферата и пролить немного света на малоисследованный и порой абсолютно превратно воспринимаемый многими русский рок.